http://proza.ru/2022/05/20/282
В деревне приподнятое настроение. Скоро охотники привезут Хозяина. В избе женщины наводят порядок, лишнее всё выносят, так велят обычаи манси. Хозяева избы, которым досталась такая великая честь, приступают к приготовлению всего необходимого для празднества, которое будет происходить только по ночам, так как боги, по старинным представлениям манси, преимущественно в это время посещают землю и могут видеть, как почитается убитый зверь. Если убита медведица — праздник с застольем, песнями и ритуалами длится четыре дня, если медведь — пять дней. Это связано с верованием манси, что у женщины четыре души, а у мужчины пять, и каждую из них необходимо почтить. В жертву приносят оленя: его череп вывешивают на видное место на все время праздника.
Нарты, скрипя полозьями, останавливаются перед домом. Пэрка, Сотр и Айи со всей серьёзностью на лицах, как и полагается мужчинам, заносят в дом шкуру, кладут ее в переднем почетном углу — на стол. Морду зверя Пэрки и Сотр располагают между лап. На глаза Хозяину Айи кладёт монеты, чтобы медведь "не видел" присутствующих на торжестве и не причинил им впоследствии вреда.
Наступают сумерки. В избу заходят по ритуалу, вначале мужчины, потом женщины и дети. Всякого, кто входит в дом, где лежит "хозяин леса", в целях очищения, женщины обрызгивают водой, осыпают снегом. Пэрки, убивший медведя, зашёл в избу и сел по правую сторону от его головы. Левую руку положил на шею зверя. Слева от медвежьей морды усаживается музыкант Куща, играющий на струнном инструменте - санквыл-тапе. Первые звуки струн оповещают о начале праздника.
Перед мордой медведя Сотр ставит бутылку с вином. Первый стаканчик полагается охотнику, одолевшему зверя, а значит Пэрки. Он встает, наливает чарку, кланяется морде животного и, обведя присутствующих неторопливым взглядом, с достоинством произносит: "Извини, не я тебя убил, а убила рогатина. Убил я тебя нечаянно, вперёд никогда не буду..." После этого Пэрки поднял вино и выпил до дна.
По очереди подходят к шкуре медведя и другие. Также наливают вина и просят медведя не гневаться на охотника Пэрки. Каждый выступает в защиту и оправдание охотника-добытчика. Всякий, вновь подошедший, целует зверя в морду, женщины — через платок.
После угощения всех начинаются песни. Приглашённые запевалы вместе с присутствующими манси, раскачиваясь в такт, поют про медведя, про его жизнь на небе, как он жил в лесу. Поют про богов, про их отношение к людям. Темп их то живой, то медленный, мотив - то веселый, то грустный. Содержание песен нередко импровизируется. После каждой песни Пэрка встаёт и звонит в колокольчик.
Наступает вторая половина ночи, которая целиком посвящается костюмированным представлениям и пляскам. Выступают всегда мужчины. Даже женские роли исполняют только мужчины, надев при этом соответствующий женский костюм.
Число главных исполнителей сегодня три человека. Вот выступающие вбежали в берестяных масках с длинными носами. Все закричали, захлопали в ладоши, больше всех радовались дети.
Ойка смотрел в толпе зрителей и гордился отцом, скоро он тоже вырастет, возмужает и тоже пойдёт на охоту на Хозяина. Он уже умеет изготавливать рогатину, лыжи, лук со стрелами.
Один из актёров подбежал к высокому манси, присел и, махая руками, начал шептать:
- Ты такой большой, высокий, а почему не ходишь на охоту на Хозяина, прячешься, боишься, а кушать мясо хозяина любишь?
Длинный манси, посрамлённый, покраснел и постарался затесаться в толпу.
Актеры позволяют себе высказывать довольно едкую правду любому из присутствующих: им все можно. Представления, как и песни, также импровизируются по ходу действия. Но они часто имеют и вполне законченный, заранее составленный сюжет. Дальше исполнитель, который только что посрамил высоченного дылду, уже продолжает играть роль, начинает бахвалиться, что не боится медведя, а сам потом падает в обморок при виде мыши. Все смеются, покатываются от смеха в снегу, показывая пальцем на артиста, который упал от страха перед мышкой.
Другие двое артистов начали перетаптываться с ноги на ногу, скакать на месте, бегать по кругу и вдруг предстают в обличии рыбаков, один из которых закинул сеть в реку, а вытащил второго, который изобразил из себя лису; потом играют охотника, который поставил капкан, а в него попалась щука. Эти сцены проходят под всеобщий смех зрителей. Таким образом артисты высмеивали плохих охотников и рыбаков.
И тут начинаются танцы, пляски. Весёлый праздник у манси! В плясках принимают уже участие и женщины, но они всегда закрывают лицо платками, а руки втягивают в рукава, чтобы не показывать медведю обнаженных частей тела.
Несколько дней длится праздник, на второй, третий день с окрестных мест приезжают на праздник ещё манси поклониться Старику, отведать медвежьего мяса, повеселиться с родственниками, соседями. Таков обычай, так надо, так велят духи!;
Продолжение следует. http://proza.ru/2022/05/24/293
Книга опубликована в Литресе.